Анодная защита является неотъемлемой частью обслуживания водной техники, поскольку она защищает металлические части, находящиеся под водой от гальванической коррозии. Она возникает, если два разнородных металла погрузить в токопроводящий раствор (которым является морская вода), а затем соединить электропроводным мостиком. Яхтенные аноды обычно изготавливаются из алюминия, магния и цинка.
Скорость растворения анодов зависит от ряда факторов:
- Места хранения катера/лодки;
- Температуры воды;
- Размещения (вблизи валов, корпуса и пр.);
- Заземляемого материала (пластика, дерева)
- Качества анода
Традиционно аноды изготавливались из цинка, но теперь доступна также анодная защита с применением алюминиевых и магниевых анодов.
Обзор составляющих анодной защиты
Оптимальный набор компонентов зависит от того, как интенсивно будут использоваться яхта. Например, алюминиевые аноды подходят для использования в солёной и солоноватой воде. Их более высокая электрическая активность позволяет им быть компактнее аналогов из цинка или магния.
Если эксплуатация яхт или катеров связана с периодическим пребыванием в речной воде, то целесообразно организовать анодную защиту на основе изделий из магния. Долговечность магниевых анодов возрастает вследствие более низкого потенциала. Магниевые аноды намного легче цинковых, что позволяет экономить энергию и топливо.
Как и алюминий, цинковые аноды подходят для использования в солёной воде. Их преимущества - более высокая плотность и ударная вязкость, а также лучший структурный состав, поэтому цинковые аноды считаются механически более прочными.
Техническое обслуживание элементов анодной защиты
Замена анодов производится тогда, когда их разрушение (или растворение) достигает 50% и более от первоначальных размеров. Промедлив с заменой, владелец маломерного судна рискует многократно увеличить свои расходы на восстановление стальных деталей вследствие коррозии.
Номенклатура применяемых анодов зависит от места из установки. Чаще анодной защите подвергают двигатель, корпус и гребной вал. Большинство моторных яхт и катеров оснащено жертвенными анодами, установленными ещё на заводе. На лодках со стационарным/подвесным двигателем обычно устанавливается несколько анодов, которые располагаются в разных местах нижнего блока: на карданных валах, рулях и триммерах. На лёгких судах, например, на моторно-парусных лодках с корпусом из стекловолокна, предусматривается анод на гребном валу и, возможно, ещё два - на валу руля и на киле.
Большинство производителей стационарных и подвесных двигателей моторных судов, эксплуатируемых в соленой воде, рекомендуют заменять аноды каждые шесть месяцев.
При замене анода следует обеспечить надёжный электрический контакт с поверхностью, к которой он прикреплён, поэтому анодные крепления не должны иметь зазоров. Убедитесь, что поверхность чистая и неокрашенная, поскольку окраска анода не даёт никакого эффекта, но зато интенсифицирует протекание коррозионных процессов. Категорически не рекомендуется для окраски корпуса использовать медьсодержащую («необрастающую») краску. Это особенно опасно для алюминиевых корпусов внешних/подвесных двигателей.
Ассортимент анодов на нашем сайте
Воспользовавшись каталогом нашего интернет-магазина, можно выбрать и купить в Москве по выгодной цене широкий ассортимент запчастей, предназначенных для целей анодной защиты маломерных судов - яхт и катеров. Среди них:
- Аноды цинковые;
- Аноды магниевые;
- Аноды алюминиевые.
Представлены следующие бренды - аноды Аbt Тrac, аноды Нamilton, аноды Кohler, аноды Lewmar, Mercury, Mg duff (цинковые и магниевые), Оnan, Quicksilver, Riva, Rolls Royce, Kamewa, Scania, Sleipner, Sidepower, Tecnoseal, Westerbeke, Yamaha, ZF Marine.